Образование детей с ОВЗ и инвалидностью
Сегодня в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в воспитательно-образовательный процесс.
Инклюзивное образование — это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Это гибкая система, где учитывают потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы, часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания, дети с особенностями могут находиться в группе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальному учебному плану. Инклюзия — формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ.
Правила инклюзивного образовательного учреждения
- Все воспитанники равны в детском сообществе.
- Все воспитанники имеют равные стартовые возможности и доступ к процессу обучения в течение дня.
- У всех воспитанников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей.
- Педагоги планируют и проводят эффективное воспитание и обучение дошкольников.
- Сотрудники, вовлеченные в процесс воспитания и образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию воспитанников.
- Программа и процесс воспитания и развития учитывает потребности каждого дошкольника.
- Семьи, «включенных» воспитанников являются участниками образовательного процесса.
- Вовлеченные сотрудники настроены только позитивно и понимают свои обязанности
Основные принципы инклюзивного образования:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
- Каждый человек способен чувствовать и думать.
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
- Все люди нуждаются друг в друге.
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Общая стратегия деятельности участников образовательного процесса в инклюзивной группе
- Запрос на обследование ребенка: администрация(мониторинг) , педагоги, родители(проблема в развитии )
- Обследование и согласование деятельности всех специалистов по коррекционно-развивающей работе: педагоги(дефектолог, логопед, психолог), специалисты, воспитатели
- Реализация рекомендаций консилиума
- Анализ эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми.
Построение инклюзивного процесса в группе ДОУ
- Диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы — беседа и анкетирование родителей, диагностика развития ребенка ,наблюдение за поведением в группе.
- Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка.
- Составление Индивидуального образовательного маршрута и Индивидуального образовательного плана.
- Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы
- Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы.
Содержание работы в инклюзивных группах ДОУ.
- Содержание работы с детьми ОВЗ определяется комплексными и парциальными программами реализуемыми в ДОУ;
- Педагогические технологии инклюзивного образования направлены на развитие компетентностей в различных видах детской деятельности;
- Обучение в сотрудничестве на основе организации работы в малых смешанных группах;
- Индивидуальная программа обучения (ИПО);
- Компетентный подход и инклюзивное образование.
- Педагоги, варьируют затраченное время в соответствии с усвоением материала и их способностями, но при этом детям с отклонениями в развитии уделяется немного больше внимания , дают меньший объём заданий и в облегченной форме; Активное вовлечение детей, родителей и специалистов в развитие деятельности ДОУ;
- Педагогический поиск направлен на те виды коммуникации или творчества, которые будут интересны и доступны каждому из участников группы;
- Педагог лишь создает условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми;
- Внимание акцентируется педагога на возможности и сильные стороны ребенка.
1. Информационно-методические материалы для родителей (законных представителей) и специалистов:
- Нормативная документация муниципального уровня
- Нормативные документы в сфере образования воспитанников с ограниченными возможностями
- Полезные ссылки «Инклюзивное образование»
2. Информация о психолого-педагогическом сопровождении:
- В Константиновском районе консультацию можно получить в консультативном пункте;
- ПМПК и мобильная запись.
В образовательной организации воспитанников данной категории — нет.